ЧТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ?
Логопедическая служба гимназии консультирует детей
с различными нарушениями речи.
В тех случаях,
когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект,
но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой
в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всех
его психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие). Мы говорим
об особой категории детей с нарушениями в развитии —
о детях с речевыми нарушениями.
Для обозначения нарушений речи используются также
термины — расстройства речи, дефекты речи, речевая патология.
Следует различать патологические речевые нарушения
и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными
особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые
речевые особенности родителей, двуязычие в семье и др.).
Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны
речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную),
лексику, грамматический строй.
Речевое
нарушение не исчезает самостоятельно, без специально организованной
коррекционной работы специалиста. Таким специалистом является - логопед.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
1.
Внутриутробная патология (тяжелый
токсикоз во время беременности, вирусные и эндокринные заболевания
матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору).
Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода
в период от 4 недель до 4 месяцев, что приводит
к нарушению строения нёба, губ, дефектам прикуса. На поздних стадиях
беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития,
а к задержке созревания нервной системы.
2. Патология
во время родов (родовая травма,
асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга
обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально,
что приводит к нарушению одной из сторон речи.
3. Различные
заболевания первые годы жизни ребенка —
вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или
замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.
4. Наследственные
факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее,
чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими
и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими,
даже незначительными факторами.
5. Различные
неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность
или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта
в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи
у родителей, острые или длительные психотравмирующие ситуации;
частые длительные госпитализации ребёнка).
Каждая из названных причин, а нередко их
сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.
Большое
значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, так
как ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает
вероятность полноценного обучения в школе.
ЗАИКАНИЕ
ДИСЛАЛИЯ
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР)
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ)
ЗАИКАНИЕ
ДИСЛАЛИЯ
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР)
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий